Мини-НПЗ не в состоянии удовлетворить потребности внутреннего рынка ГСМ

На территории РК зарегистрированы и имеют паспорта производства
34 мини-НПЗ. Согласно паспортам производства, мини-НПЗ имеют техническую возможность переработать 6,5 млн. тонн нефти в год, однако в 2015 году фактически переработано 458,5 тыс. тонн, что составляет 3% от общего объема переработки нефти в стране.

Переработка и производство нефтепродуктов мини НПЗ в период

с 2014 по 2016 года.

Период

Переработка нефти

Производство

Бензин

Дизтопливо*

Керосин

Мазут

**Прочее

2014

1471915

30044 (2%)

153630 (10%)

859 (0,05%)

244514 (16,6%)

71,35%

2015

458448

24477 (5,3%)

155852 (34%)

4143 (0,9%)

109376 (24%)

35,8%

2016

469668

13645 (2,9%)

153835 (32,8%)

7076 (1,5%)

87941 (18,7%)

55,9%

*Дизельное топливо утяжеленного фракционного состава, несоответствующее Евро-2.

**прочие нефтепродукты включают в себя объемы производства полученных путем компаундирования.

 

Выработка востребованных видов нефтепродуктов на мини-НПЗ незначительная. Так как, технологические установки на мини-НПЗ не позволяют выработать больше светлых видов нефтепродуктов.

Между тем, Министерство энергетики РК сообщает, что принимаются все необходимые меры для улучшения ситуации на внутреннем рынке ГСМ и переработки нефти. В частности, Министерством энергетики Рк ведется работа по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты в части сокращения перечня нефтепродуктов до уровня, который не будет создавать препятствия для работы как мини-НПЗ,  так и для  крупных, а также внесения изменений в Закон РК для исключения существующих барьеров. Кроме того, проводятся меры по улучшению экономики  при поставке нефти на внутренний рынок.

В настоящее время при плане поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы РК (далее – НПЗ) 14,5 млн. тонн в год, средняя нагрузка на недропользователей по поставкам нефти на НПЗ (без учета Тенгизского, Северо-Каспийского и Карачаганакского проектов) составляет порядка 40%-60% от добычи. Действующие контракты на недропользование были подписаны в 90-х, 2000-х годах и не учитывают текущие реалии.

В целях улучшения экономической привлекательности поставок нефти на внутренний рынок Министерством энергетики РК совместно с заинтересованными государственными органами и организациями ведется политика полной либерализации рынка нефтепродуктов и газа. В связи с чем для недропользователей приняты следующие меры:

  1. Отменено государственное регулирование цен на дизельное топливо и на бензин марки Аи-92/93. В 2017 году после процедуры согласования планируется дерегулирование бензина марки Аи-80 (единственный нефтепродукт, цена которого регулируется Министерством);
  2. Снижена экспортная таможенная пошлина на мазут с 60 до 30 долларов за тонну.
  3. Отпускная цена на мазут для прохождения отопительного периода, а также цена дизельного топлива для проведения полевых работ утверждены на уровне рыночной.
  4. Увеличена предельная оптовая цена реализации сжиженного нефтяного газа от заводов-производителей для внутреннего рынка РК.

Следует отметить, что до момента принятия решений, касающихся широкого круга потребителей, Министерством энергетики РК проводится разъяснительная кампания с участием всех ведущих СМИ.

При этом вышепринятые меры недостаточны для нивелирования экономической привлекательности поставок нефти на внутренний рынок по сравнению с экспортными направлениями. В связи с чем, Министерство энергетики предлагает следующие меры по обеспечению внутреннего рынка нефтью до 2030 года:

1. Экономическое стимулирование нефтепереработки в РК путем:

-  снижения и унификации ставок вывозных пошлин на темные нефтепродукты (вакуумный газойль, печное топливо и мазут);

-  снижения уровня НДПИ при поставке нефти на внутренний рынок;

-  выравнивания ставок акцизов на импортируемый и отечественный бензин, и дизельное топливо;

- отмены государственного регулирования цен на АИ-80 и СУВГ (сжиженный углеводородный газ);

-  отмены механизма удешевления дизтоплива для сельского хозяйства и удешевления цен на мазут для социально-производственных объектов и учреждений.

2. Необходимость принятия решения с инвесторами по вопросу увеличения долей поставки нефти на внутренний рынок по вновь заключаемым контрактам;

3. Обеспечение процедуры продаж нефти недропользователями через товарные биржи;

4. Реформа законодательства о недропользовании, налогового законодательства для увеличения инвестиций в геологоразведку, поддерживания уровня добычи по действующим и новым проектам.

На основании вышеизложенного сообщаем, что Министерством энергетики РК предпринимается масштабная работа совместно со всеми государственными органами, а также ведется прямой диалог с недропользователями, ассоциацией «Kazenergy» по реализации вышеуказанных мероприятий.

 

Пресс-служба МЭ РК

 

Объявления
Top